28 сентября 2023 г.
10
2
135

Владислав Мамышев-Монро. Человек - искусство

Нравится Нравится
Поделиться

Владислав Мамышев-Монро — советский и российский художник, живописец, график, артист дрэг-квин, работал в жанре перфоманса и видеоарта. Также делал «расцарапки», как их называет сам Мамышев. Это авторская техника процарапывания фотографии с последующим нанесением рисунка. Совместно с Тимуром Новиковым создал "Пиратское телевидение", которое было признано первым современным видеоартом страны. Устраивал перфомансы и шоу на выступлениях группы Сергея Курёхина «Поп-механика».
Лауреат премии Кандинского-2007 в номинации медиа-проект года.

Но наиболее известен Влад Монро своими перевоплощениями в знаменитостей. Художник выделяет 2-3 черты персонажа, часто не явные, но всегда узнаваемые характеристики героя и доводит их до абсурда.

Владислав Мамышев-Монро - один из моих самых любимых художников. К грядущему дню рождения звезды, которое будет 12 октября, я просмотрела большое количество материала, не удержалась и написала статью. В ней расскажу о трёх проектах художника и мои любимые истории, связанные с ним.

Владислав Мамышев-Монро с Тимуром Новиковым

Владислав Мамышев-Монро с Тимуром Новиковым

СКАЗКИ О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ

Название проекта отсылает к одноимённому фильму Евгения Шварца. По сюжету фильма 4 злых волшебника решают вернуть себе молодость. Для этого им нужно найти 4х юных лентяев и съесть их, тем самым собрав их бездарно потраченное время и превратившись вновь в детей.

С самим фильмом проект связан лишь идеей о потерянном времени, которое скорее как ушедшая эпоха, которая уже не вернётся, и вместе с ней целый пласт культуры. Не связанные между собой истории персонажей: знаковых деятелей русской культуры начала ХХ века и героев литературных произведений. С помощью непрофессиональных актёров через грим и антикварный реквизит персонажи хотят вернуть себе молодость, в то время как автор проекта хладнокровно погружает их в невозвратное предреволюционное время.

Впервые проект был опубликован в журнале «Артхроника» в 2001 году. Идея принадлежит Мамышеву-Монро, и выполнена в сотрудничестве с фотографом Сергеем Борисовым.

РОССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ

Видеопроект – сатира над бытующим тогда стереотипом о высоком показателе жизни в России в 1913 году, закрепившемся в головах россиян благодаря СМИ. Первоначальная идея включала в себя серию коллажей с представителями класса аристократов, с доведённой до абсурда путаницей полов и классом персонажей. Позднее Монро отказался от коллажей, и проект предстал в серии фотографий, видеоряда под песни Александра Вертинского, и инсталляций своего рода «следов уходящей эпохи». Это различные стилизованные аксессуары и парики.

«Россия, которую мы потеряли» является частью одноимённой выставки, экспонированной в 2007 году в XL Галерее. Проект задумывался ещё во времена «Сказок о потерянном времени».
Сам Влад Монро об этом говорил так:

«Я не считаю себя каким-то борцом… Но не случайно моя последняя выставка в галерее XL называлась “Россия, которую мы потеряли”. Это было стебалово над всеми этими новоиспеченными дворянскими собраниями, над альбомами, которые выпускает историк моды Александр Васильев, над Никитой Михалковым с его “Сибирским цирюльником”. С одной стороны это было стебалово над этой высосанной из пальца ностальгией. Но по большому счету я в 2007 году понял, что мы потеряли Россию. Её нет. Всё, что происходит, возможно, останется как смена эпох, не исключаю. Но в целом это жесточайшее разочарование».

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОНРО

Серия, а точнее, целая портретная галерея фотографий Мамышева-Монро в образе знаковых фигур истории. Игра в этом проекте начинается уже с названия, в котором читается отсылка к пропагандисткой серии книг «Жизнь замечательных людей» 1933 года и к циклу фильмов «Смерть замечательных людей» выпускаемых «Пиратским телевидением» в 1990-1992 годах, авторами которых были Тимур Новиков и сам Мамышев-Монро. Работа над проектом была начала в 1995 году и продолжалась вплоть до смерти художника.

Истории о Владиславе Мамышеве-Монро:

В 1980 году Влада Мамышева забрали в армию. Служить его отправили на космодром Байконур, где он должен был заведовать армейским клубом. Прибыв на место, он соорудил себе белый парик и сшил платье из шторы, похожее на платье Мерлин Монро. Сфотографировался в образе голливудской звезды и повесил фото на самое видное место. Вскоре снимок увидело начальство и поинтересовалось, что за дама без разрешения командира украшает стену клуба. На что художник ответил: «Это не дама, это я». После этого художника сначала отправили на психиатрическое освидетельствование, а потом обратно в Ленинград.
Мать Влада Мамышева вспоминала, что именно в армии он впервые начал примерять образ Мэрилин Монро. В письмах он писал:

«Моя привязанность к ней не уменьшается, а, наоборот, приобретает всё новые формы. Прежде я считал её своей религией. Потом самим собой, то есть, что в Мэрилин я люблю себя самого. А теперь я странным образом сравнил её со своей матерью»

«Однажды в Берлине мы с ним пришли на пресс-конференцию выставки «Москва — Берлин». Официальная пресс-конференция, министр культуры Германии, бургомистр и так далее. Владик пришёл в виде Гитлера. Очень аккуратно подошел к вопросу. Он полностью преобразился в Гитлера, но при этом обошелся без какой-либо нацистской символики. Придраться было не к чему. Мы специально сели в первом ряду, прямо перед лицом всех этих важных особ, которые сидели за специальным столом и давали пресс-конференцию. Владик устроил невероятный мимический концерт. Что было полной инновацией. Потому что мы знаем мимику Гитлера в основном по его выступлениям. А Владику удалось изобразить слушающего Гитлера виртуозно. Он постоянно демонстрировал невероятную увлеченность произносимыми речами. Экспрессивно наклонялся вперед, сжимал руки, иногда ронял кожаный портфель, который сжимал под мышкой. Все эти министры германские, видели, что выступают перед самим фюрером. У них по лицам пробегают волны паники, потому что непонятно как это всё воспринимать. С одной стороны скандал, а придраться-то не к чему. Но перед ними сидит Гитлер. Никак отреагировать они вроде бы не имели права. Соответственно, они держали себя в руках. Далось им это нелегко, потому что, конечно, Владик делал всё чтобы вывести их из равновесия. Они выдержали, а я, конечно, не выдержал. И периодически ползал там где-то возле Гитлера от хохота. Был шанс, что меня выведут из зала вместо Гитлера, который как раз вел себя вполне прилично». - Из воспоминаний Павла Пепперштейна.

Владислав Мамышев-Монро. Царь. (совместно с Антоном Левахиным) 2010г

Владислав Мамышев-Монро. Царь. (совместно с Антоном Левахиным) 2010г

В середине 1990-х Влад Монро переехал в Москву, где сразу стал одним из самых ярких и известных представителей арт-тусовки. В столице он жил ни где иначе как в квартире Бориса Березовского. Куда его пригласила пожить Елизавета - дочь бизнесмена. Где позже он устроит сильный пожар. Случайно, конечно же.
«Лизе там жить не нравилось. Березовскому там жить не нравилось. А мне очень нравилось. Потому что ко мне приходили западные кураторы и искусствоведы, и у них просто челюсть отваливалась от того, как живет российский художник!», — вспоминал в одном из интервью Монро.

Однажды Мамышев вышел на улицы Москвы в образе Усамы бен Ладена. В белом покрывале, с наклеенной чёрной бородкой, с арабским платком на голове и в гриме. Он свободно гулял по Тверской в окружении нескольких журналистов. На площади Маяковского его заметила группа англичан, которых увиденное сильно взволновало. Они всерьёз решили, что по Москве средь бела дня разгуливает террорист номер один в мире!
Тогда они стали активно жестикулировать, всё громче выкрикивая имя арабского лидера. Влад Монро зашёл в кафе чтобы избавиться от расшумевшейся толпы. Англичане вызвали милицию. Те приехали и проверили документы. И разочарованной толпе пришлось разойтись.

Уже будучи жителем Бали, Владислав завёл собаку-дворняжку. Её звали Броня и он очень её полюбил. «Мы с ней удивительно сроднились, она стала моей семьей, — признавался художник. — Ей нравилось кусать волны, и я снял дом на побережье…» Однажды она потерялась, и художник долго её искал. Собачка так и не объявилась. Монро тогда находился в Комбодже. Скучая по другу он написал портрет Брони в образе буддийской мифологической танцовщицы Апсару. Но оказалось, что в Камбодже портрет Апсару с собачьим лицом является страшным кощунством.


Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 10

Марина Кошелева
Какой потрясающий художник!! Сколько идей! Монро меня тоже завораживает: не ролями, не внешностью, а невероятной редчайшей женственностью и артистичностью. Очень смешно про Усаму Бен Ладена и англичан!!
29 сентября 2023 г.
Ответить
Евгения Рейснер
Марина, женственность и артистичность, точно! Я прониклась, когда впервые увидела фото Монро на выставке Манифеста10 в 2014 году. Вот этот снимок совершенно меня покорил. Столько любви и естественности в этом кадре. В одном интервью он говорил, что у фотографа есть секунд 10 чтобы словить тот момент, когда актёр(если его можно так назвать) чувствует, что я это не я, я это - ты. Удивительная внутренняя открытость и свобода!
29 сентября 2023 г.
Ответить
Александр
К сожалению, Владислав покинул этот мир очень рано, утонул в 43 года в отеле самого злачного города острова Бали Кута в метровом бассейне.
30 сентября 2023 г.
Ответить
Мария
Александр, Какой ужас...
13 декабря 2023 г.
Ответить
Zakharayad
Однажды в Берлине на пресс–конференции выставки «Москва — Берлин», он всех удивил. Официальная пресс–конференция, министр культуры Германии, бургомистр и так далее. Владислав пришел в виде Гитлера.Причем он очень аккуратно подошел к вопросу. Он полностью преобразился в Гитлера, но при этом обошелся без какой–либо нацистской символики. То есть придраться было как бы не к чему. Человек такой с усиками, с портфельчиком, без каких–либо свастик или чего–то такого.
1 октября 2023 г.
Ответить
Евгения Рейснер
Zakharayad, да, эта история как раз описана в статье, столько шоу он устраивал конечно)
30 октября 2023 г.
Ответить
Екатерина
ГЕНИАЛЬНО!!! Я влюбилась в него) Пошла смотреть его работы!
История про Гитлера теперь моя любимая история!!
6 октября 2023 г.
Ответить
Кристина
Узнала про Мамышева-Монро сравнительно недавно - листала книгу в мастерской Сергея Борисова с его фотоработами.. Эх, жалею порой, что не довелось родиться пораньше и вращаться в богемных крейзи-кругах!!
7 октября 2023 г.
Ответить
Евгения Рейснер
Кристина, да) арт тусовка тогда была яркая и экстравагантная) кто знает какие проекты были бы сегодня)
30 октября 2023 г.
Ответить
Мария
Какой талант! Какие перевоплощения! И какая смелость!))))) Засмотрелась на его образы...
13 декабря 2023 г.
Ответить
Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город